24 февраля 2021
Время чтения: 8 мин
Детальное маркетинговое исследование — первый этап на пути экспортера на новый рынок: знание конкурентов, клиентов, требований и барьеров сохранят ваш бюджет от слива на нецелевые действия.
Первоуральский автоагрегатный завод – одно из немногих российских предприятий, которое производит амортизаторы для коммерческого транспорта. Компания с 2016 года начала налаживать экспорт в страны СНГ – Республику Беларусь и Казахстан. Производственные и экологические стандарты предприятия по системе сертификации ISO позволяют расширить направления экспорта.
К 2020 году было принято решение рассмотреть развитие экспортных поставок в страны Европы для транспортно-логистических компаний, имея аналогичный опыт сотрудничества в России.
Компания обратилась в Центр поддержки экспорта Свердловской области с просьбой организовать маркетинговое исследование.
Руководством поставлена задача найти партнеров и клиентов среди транспортно-логистических компаний в Европе. В странах ЕС сосредоточены производственные базы грузового и пассажирского транспорта мировых брендов (SCANIA, DAF, VOLVO, Renault, MERCEDES-BENZ, МАN). Для этой задачи требовалось детально изучить инфраструктуру рынков.
Заявку на работе по исследованию в ЦПЭ взяла команда Woodbag.
Совместная работа руководства предприятия и Woodbag началась с разработки плана и изучения продукта. ПААЗ определил страны исследования: Германия, Польша и Латвия — контрастные страны по масштабам экономики, территории, интенсивности грузоперевозок, наличии базы производства автокомпонентов и запчастей, рыночным условиям, что подтвердили результаты исследования.
По итогам брифинга команда аналитиков определила стратегию, методы и каналы поиска информации “из первых рук” для оценки показателей европейских рынков, рекомендуемых Минэкономразвития РФ для оценки экспортного проекта:
Состояние рынка: объем и динамика роста, игроки, цепочка поставок, барьеры и риски;
Ключевые игроки рынка: характеристики компаний, объем закупок и продаж;
Что продают конкуренты: характеристики товаров и услуг, коммерческие условия сотрудничества, розничные и оптовые цены;
Критерии выбора товаров и услуг конечным потребителем;
Ценообразование и воспринимаемую стоимость товара;
Цепочка поставок: количество посредников;
Покупательская способность.
Команда Woodbag узнала как строится бизнес вторичного рынка автокомпонентов в России, как сформирована цепочка поставок, проанализировала страны экспорта для амортизаторов российских предприятий.
На первом этапе ценными источниками сбора информации выступили — клиент, ассоциации поставщиков и закупочных групп, аналитические агентства и эксперты.
Выяснилось: поставки в страны ЕС из России носит ситуативный характер.
Поставки амортизаторов для коммерческого транспорта происходят за счет кооперации российских производителей автотранспорта и запчастей и европейских производителей запчастей, локализованных на территории РФ (КАМАЗ и ZF, VOLVO и ГАЗ и др.).
Вторым шагом в поиске информации стал анализ данных исследований международных агентств и атласов, государственной статистики в Германии, Польши, Латвии. В качестве источника информации также использовали сайты ГИБДД этих стран – там публикуется детальная информация о транспортной инфраструктуре по регионам.
Третий шаг в поиске информации — анализ сайтов конкурентов и профессиональных объединений поставщиков автозапчастей. Специалисты Woodbag обзванивали интернет-магазины поставщиков, выясняли условия оптовых поставок и узнавали цены. В среде профессиональных маркетологов это называется «методом тайного покупателя».
Чтобы составить полную картину рынка, оценивался не только оценить объем и доли конкурентов. Стояла задача понять, кто будет покупать продукцию ООО «ПААЗ». Решение искали, исследуя списки авторизированных дистрибьюторов, ассоциаций поставщиков. Покупателей отслеживали по экспертным опросам сотрудников и сайтам компаний-производителей и компаний-поставщиков, связывались под легендой «тайного продавца».
Рынок и конкуренты: вторичный рынок амортизаторов Европы насыщен.
Рынок Европы в сегменте коммерческого транспорта занимает 2 Место в Мире после США.
Во-первых, специфика цепочки поставок заключается в кооперации глобальных концернов автопроизводителей с производителями запасных частей и компонентов с автопроизводителями от первичного до вторичного рынка.
Во-вторых, конкуренты — крупные бренды с мировым именем — немецкий концерн ZF (Sachs, TRW), Bilstein (Febi), индийского бренда Gabriel India, итальянцев Magneti Marelli S.p.A., американских компаний Tenneco Automotive (Monroe) и MERITOR (Wabco), которые действуют через сеть партнеров и дилеров, контакты закупочных групп, европейский каталог Tec.doc, авторизованные автосервисы.
В-третьих, для попадания на рынок в соответствии с требованиям ЕС, производитель амортизаторов должен технологически соответствовать ОЕ стандарту оригинального производителя.
В-четвертых, сила бренда, контракты и маркетинг гарантируют приоритет в поставках и дилеров и дистрибьюторов.
В-пятых, со стороны конечных потребителей, напротив, сила бренда, высокая цена и маркетинг, не гарантирует высоких рейтингов. В ТОПе рейтингов немецкие и польские бренды среднеценового сегмента.
В-шестых, в Европе настороженно относятся к российским поставщикам, нет знания и лояльности, доказанные сильными брендами и поручителями со стороны автоконцернов.
При выборе страны учитываем конъюнктуру локальных рынков.
В каждой из интересующих заказчика стран нашли особенности рынка и ведения бизнеса.
Так, Германия — центр авто кластера и компонентов оказалась активной страной-экспортером (Объем экспорта в млн $ превышает импорт в 2 раза). Кроме того, амортизаторы для вторичного рынка, которые ввозят в страну, здесь гораздо дороже, чем импортируемые (9,7 тыс. евро за тонну против 6,2 тыс. евро за тонну). В стране налажено собственное производство коммерческого транспорта (Mercedes-Benz Trucks, MAN) и автокомпонентов (ZF, Bilstein, Auger). Еще одна особенность – молодой автопарк в сравнении с Польшей и Латвией ( возврат коммерческого транспорта в среднем — до 10 лет).
Польша — страна импортер и партнер по локализации производства автозапчастей и представительств мировых брендов ZF, MERITOR, Monroe, FEBI Belstein, Magneti Marelli, KONI. Польша имеет собственное производство амортизаторов — Magnum Technology, SRL. Производство автобусов Solaris Bus & Coach S.A.
По данным исследований Woodbag, Латвия оказалась наиболее импортозависимой страной (объем ввоза амортизаторов в 10 раз выше объема вывоза). Наличие порта делает Латвию страной транзита в Россию и Страны СНГ.
Еще одна особенность: поставки в страну выходят дороже, чем продукция на экспорт (10 тыс. евро за тонну против 7,2 тыс. евро за тонну). В Латвии нет собственной базы производства коммерческого транспорта и автозапчастей. Действуют официальные представители автопроизводителей: VOLVO, MAN, KONI, ZF.
Детально проанализировав вторичный рынок автокомпонентов Германии, Польши, Латвии, специалисты Woodbag выделили параметры, по которым конкуренты добиваются успеха на рынке Европы:
Поставщики в трех странах отдают предпочтение ТОП 3 брендами крупнейших корпораций, с которыми заключены гарантийные контракты, развитая сеть авторизованных автосервисов, информационных сервисов, маркетинга: SACHS, FEBI BILSTEIN, MONROE.
По итогам полученных выводов, команда Woodbag подготовили пул рекомендаций для Первоуральского Автоагрегатного завода:
После презентации отчета, ПААЗ приступил к поискам партнера по дистрибуции в странах Европы и организации доставки и хранения продукции завода в странах продаж.
Пример работы с Первоуральским Автоагрегатным заводом показывает, чтобы верно выбрать страну экспорта, просчитать риски нецелевых затрат, репутации, учесть факторы и барьеры входа на рынок, стоит уделить внимание и вложиться в маркетинговое исследование.
Если вам интересны новые страны для экспорта, расскажем больше о преимуществах анализа и методике выбора страны экспорта на бесплатной консультации. С другими кейсами компании по продвижению российских компаний за рубежом можно ознакомиться в рубрике Кейс.
Ваш Email не будет опубликован
6 июня 2023
В мире драгоценных камней существует одна интересная ...
28 марта 2022
Содержание Текущая ситуация потребления консервов в ...
10 марта 2022
Woodbag помог компании из Забайкальского края в ...
15 февраля 2022
Woodbag провел поиск партнера для кемеровского ...