10 декабря 2020
Время чтения: 5 мин
Маловероятно, что найдется хотя бы одна сфера деятельности, которую бы не затронула тема коронавируса. В логистике, как и во многих других сферах, коронавирус выявил явных стабильных лидеров рынка, которые не только выжили, но и помогли своим клиентам не прервать цепочки Поставщик-покупатель. Начиная с января 2020 года, наши сотрудники постоянно слышали вопросы: «А что с поставками», «Можно ли доставить груз сейчас». Рассказываем, что поменялось в логистике с приходом коронавируса.
В Китае пик заболеваемости совпал с длинными национальными праздниками. Компании, плотно работающие с «поднебесной», знают, что с середины января по февраль в Китае трудно что-то купить и забрать. Поэтому карантин в Китае на сроках отгрузки практически не сказался. Многие подготовились заранее и завершили все действующие сделки в декабре, а следующие перенесли на февраль.
В феврале обстановка с заболеваемостью стала стабильнее. Заводы стали входить в нормальный режим деятельности. Хотя и неделей позже, но все работы в стране стали оживать, грузы отправились к своим получателям. Все успокоились, но, как оказалось, рано. Объявление пандемии и закрытие границ всех стран заставило транспортные компании в срочном порядке искать другие способы доставок товаров.
Вот что случилось с главными каналами доставок из Китая и Европы:
Грузы из Европы приходили с большими задержками, но машины проходили границу. Для Китая этот способ доставки стал совсем недоступен. Ограничение пропуска автомобилей до минимального количества и только с отдельным видом товаров, отказ в выдаче виз водителям – с этими проблемами столкнулись логистические компании, специализирующиеся на автомобильных перевозках товаров. Альтернативой, которую смогли проработать и внедрить на период закрытых границ, стала комбинированная доставка – автомобильный транспорт + железная дорога.
Схема доставки следующая: груз на автомобиле забирается с территории производителя и доставляется до склада получателя на границе с РФ. Там происходит погрузка в сборные железнодорожные контейнеры, которые отправляются в Екатеринбург. Недостатком способа является то, что контейнерный поезд работает нерегулярно и отправляется по факту заполнения.
Срок отправления и общий срок доставки предсказать трудно. Это будет известно по факту поступления всех грузов на склад получателя. Стоимости доставки равна или даже превышает цену обычной железнодорожной перевозки через Москву, где все работает точнее и стабильнее. Отсюда следует, что автомобильного способа доставки слишком сомнительная.
Эти виды логистики почти не пострадали. Прямые контейнерные поезда стали ходить еще в феврале с прежней регулярностью. Ставки за перевозку остались такие же, как и до пандемии коронавируса. Единственная проблема, с которой столкнулись перевозчики – увеличение сроков выгрузки на складах временного хранения в Москве. Если стандартный срок выгрузки раньше составлял 2-3 дня, то в мае начале июня он увеличился до 2-3 недель. Надеемся, что со снятием ограничительных мер в Москве сроки на выгрузку так же уменьшатся и будут не более 1 недели.
Прекращение авиасообщения между странами не могло не сказаться на авиа логистике грузов. «Нет самолетов – нет доставок» — многие клиенты сначала восприняли эту информацию именно так. Но это вовсе не так. Грузовые и чартерные самолеты под запрет не попали. Отсутствие пассажирских перевозок и самолетов повлияло только на сроки и стоимость доставок.
При отсутствии альтернативных вариантов ставки на грузовые самолеты поднялись в 3-4 раза. Это сделало авиационную логистику для некоторых категорий грузов невыгодной. Но спрос все равно оставался огромный, поэтому авиакомпании, которые до этого возили пассажиров, вывели лайнеры на доставку грузов. Это позволило создать конкуренцию, снизить ставки и сроки ожидания рейса. С помощью авиа доставок главным образом отправлялись медицинские товары. До 4 марта из России в Китай, а потом обратно.
В настоящее время стоимость авиа доставки стала вновь доступной, а срок ожидания рейса сократился до нескольких дней, а не недель, как ранее.
Отдельно стоит отметить работу таможни. Несмотря на человеческий фактор и карантин на отдельных постах, срок выпуска деклараций не увеличился. Сложная ситуация показала профессионализм сотрудников таможни и брокеров в транспортных компаниях. Декларанты с опытом и глубокими знаниями смогли без задержки пропускать сложные грузы, которые сейчас стали особенно актуальны. Это защитные маски, материал СМС, медицинское оборудование.
Коронавирус, кроме негативного влияния на бизнес и логистику, способствовал резкому скачку в развитии экспорта. При общем снижении объема импорта, экспорт стал больше.
Ваш Email не будет опубликован
6 июня 2023
В мире драгоценных камней существует одна интересная ...
13 февраля 2023
8 февраля 2023 у нас состоялся вебинар в студии Sofp ...
15 марта 2022
Реальная схема обмана, с которой сталкиваются ...
9 марта 2022
Поиск поставщика за границей может испугать: ...