16 марта 2021
Время чтения: 8 мин
Пандемия коронавируса нарушила планы российских компаний, желающих выйти на азиатский рынок. Тем не менее, экономика Китая быстро восстанавливается, и страна становится вновь интересной для экспортеров.
2020 г. оказался трудным для КНР. Однако это единственная в мире экономика, показавшая рост после снятия жестких ковидных ограничений. ВВП Китая вырос за год на 2,3% (к 2021 рост, по прогнозам, составит 8,2%), а экспорт увеличился на 3,5% в годовом выражении.
Экономика
Экономисты уверены: внутреннее потребление и экспорт поспособствуют дальнейшему развитию страны в 2021 г. Отложенный спрос на товары китайского производства приведет к росту экспорта на 11-12%, говорит представитель инвестиционного банка UBS Ван Тао.
Не только экспорт, но и импорт продолжит набирать обороты в КНР. Особенно это касается сельскохозяйственной продукции.
Логистика
Рост импорта и экспорта Китая невозможно представить без налаживания логистики. От пандемии пострадали авиационные, морские, автомобильные перевозки. Единственным доступным вариантом долгое время оставался железнодорожный транспорт. К 2021 г. 90% производств страны восстановили работу и отправляют грузы.
Розничная торговля
Розничные продажи после эпидемии коронавируса также пойдут вверх. Именно потребление станет основным двигателем роста Поднебесной в 2021-м, уверен главный экономист Citigroup Лю Ли-Ган. Согласно его прогнозам, рост розничных продаж в стране составит 16,5%. Более скромные заявления делает Bank of America. Представители финансового конгломерата считают, потребление в 2021 г. в Китае вырастет на 9,1%.
Спросом будут пользоваться не все категории товаров. Снижение покупательской способности отразится на элитной продуктовой линейке. Та же ситуация наблюдается и в России. Популярностью среди потребителей будут пользоваться свежие продукты и товары по уходу за домом.
Несколько категорий товаров, поставляемых из КНР, столкнутся со снижением покупательской способности. Это касается химического сырья. Согласно исследованию ТАЙСУ-ТБ, на этом рынке отмечается снижение импортных закупок на 5-7% Импортное китайское сырье перестает пользоваться популярностью из-за кризисной ситуации, в которую попали представители малого и среднего бизнеса. Крупные корпорации линию поведения и поставщиков менять не будут.
Электроника, автокомпоненты и запчасти будут представлены на иностранных рынках в меньшем объеме. Это объясняется снижением доходов части населения, которая ранее приобретала эти товары.
Снижение покупательской способности отразится на продажах одежды и обуви. Компании, представленные на этом рынке, так же терпят убытки. Заказы на новые коллекции набираются в меньшем объёме, а онлайн продажи сталкиваются с неготовностью потребителя делать покупки через интернет.
Меньшим спросом будут пользоваться строительные материалы. Торговые сети, продающие стройматериалы, все еще закрыты из-за ковидных ограничений.
Продукты питания
Потребление напитков и продуктов питания в КНР составляет более 1 трлн долларов. Страна является первой в мире по объему рынка розничной торговли продовольствием. Как сообщает Euromonitor, ближайшие пять лет уровень потребления в Китае продолжит расти и составит 1,8 трлн долларов к 2024 году.
Наибольшим спросом будут пользоваться следующие категории товаров:
консервированные продукты, паста, крупы (+63%);
орехи (+50%);
молочная продукция (+49%);
фрукты (+42%).
Популярностью также пользуются полезные порционные перекусы и детское питание. К увеличению спроса в последней категории привела политика «одна семья – два ребенка». Она направлена на решение демографических проблем: население страны стареет.
В стране делается ставка на здоровый образ жизни. Спрос – на товары, ассоциирующиеся с ЗОЖ. Потребитель внимательно относится к качеству и «натуральности» продуктов. Преимуществом будут пользоваться товары производителей, заслуживших доверие покупателя.
E-commerce
Объем розничной торговли продовольствием через онлайн-каналы будет расти. Во-первых, из-за склонности людей к импульсивным покупкам, во-вторых, из-за доверия к блогерам. По прогнозам экономистов, к 2021 г. 11,2% от всех покупок будет совершаться онлайн.
Beauty-индустрия
В последнем исследовании McKinsey говорится: доходы онлайн-игроков индустрии красоты в Китае во время пандемии выросли на 20-30%. Это позволяет сделать вывод, что ниша остается востребованной среди потребителей КНР.
Туризм
Перспективным остается рынок туризма. В 2019-м процент туристов из КНР в Россию составил 29,5%. Спрос населения скорректировала пандемия: популярностью стали пользоваться туры в небольших группах. Это объясняется вниманием к соблюдению эпидемиологических норм и нежеланием зависеть от других членов группы, объясняет Тан Ян Ли, руководитель клиентского департамента Easy Tours International Travel Service (Шанхай).
Растет спрос на оздоровительные путешествия: услуги, предлагаемые российскими врачами, финансово доступны для населения КНР. Популярностью пользуются ЭКО, стоматология и чек-апы организма.
Мировое потребление интернет-контента растет с каждым годом. Крупные бренды конвертируют в деньги желание людей смотреть только то, что им нравится. Увеличиваются продажи на стримах. Спа-бренд Terraké собрал за час 1,4 млн долларов на стриме, посвященном Дню Святого Валентина. Эфир посмотрели 760 тысяч зрителей. Не менее продуктивным оказался стрим Lancôme. Организаторы сделали эфир вместе с универмагами Intime Retail и обеспечили продажи на 214 тыс. долларов за час.
В Китае за развитие и продажи брендов в интернете отвечают ванхуны. Это местные интернет-селибрити. Как правило, ванхуны работают через агентства и продюсерские центры и являются «узкими специалистами», т.е. работают на определенную профессиональную аудиторию. Интерес к ванхунам проявляют стойкие ассоциации с четкой группой пользователей и строят на них свой бренд. Например, у Onion TV есть ряд проектов, направленные на разные группы аудитории: для семейного просмотра, для студентов, для офисных работников и т.д. Количество подписчиков подобных «узких» блогеров растет на 200-600% за год.
Политологи, экономисты и представители власти уверены: у российско-китайских отношений большой потенциал.
«Экономическое и торговое сотрудничество между Китаем и Россией устойчиво. Отношения не только выдержали давление, вызванное пандемией, но и обрели новый импульс к расширению взаимодействия двух стран в будущем», — отметил посол Китая в России Чжан Ханьхуэй.
Есть, куда расти в области несырьевой торговли, уверен Алексей Маслов, профессор школы востоковедения НИУ ВШЭ:
«В 2021 г. Китай ждет экономический подъем. Эта часть света покажет рост больше, чем Европа и США. Можно ожидать расширения российско-китайского сотрудничества в области несырьевой торговли. Речь идёт о поставках продуктов питания из России и создании совместных технологических проектов», — говорит он.
Рынок потребления КНР развивается при помощи маркетплейсов.
«Средний класс здесь заказывает еду с доставкой до двери. Тенденция наблюдается даже в деревнях. Это открывает окно возможностей для российских компаний-производителей», — считает Сурана Раднаева, основатель компании Sinoruss.
Константин Ткаченко, эксперт клуба «Валдай» добавляет: политические деятели страны давно начали «приучать» население к покупкам. Внутренний спрос формируется за счет приобретения товаров длительного пользования (крупной бытовой техники).
Поддерживает Ткаченко Валерий Емельянов, аналитик компании «Фридом Финанс». По его словам, население Китая «заставляют» скупать вещи, навязывая им западную модель жизни.
Доклад Национального разведывательного совета США свидетельствует: США и Китай поменяются местами в рейтинге самых крупных экономик мира между 2022 и 2030 г. ВВП КНР по паритету покупательной способности к 2030 г. составит 30,6 трлн. долларов. Далее следуют США с ожидаемыми $23,4 трлн ВВП, Индия ($13,7 трлн), Япония ($5,8 трлн) и Россия ($5,3 трлн).
Еще одно исследование, проведенное германской исследовательской компанией GFK и China Market Monitor, констатирует: в 2022 г. общий объем розничных продаж в Китае достигнет 187,3 млрд юаней /около 29,09 млрд долларов США/, что на 19,5% больше по сравнению с 2020-м.
Компания Woodbag высоко оценивает потенциал Китая для экспортной деятельности. Мы предоставляем полный набор услуг по выходу бизнеса в КНР: ВЭД-сопровождение, продажи в Китай, продвижение в Китае, аналитика и исследования.
Почему нужно работать с Woodbag:
Офис продаж в г. Нинбо;
Работа в режиме единого окна;
Опыт работы 10 лет;
1200 компаний работали с нами и доверяют нам (Unilever, Центр семейной медицины и др.);
Сотрудничество с Центрами Поддержки Экспорта.
Ваш Email не будет опубликован
28 сентября 2023
Есть желание открыть китайское юр. лицо для решения ...
6 июня 2023
В мире драгоценных камней существует одна интересная ...
13 февраля 2023
8 февраля 2023 у нас состоялся вебинар в студии Sofp ...
28 марта 2022
Содержание Текущая ситуация потребления консервов в ...